Борщевская рубашки семь поколений вышивали черными нитками

  1. о коллекционер

По легенде, где-то в 16-17 веке после очередного нападения турок или крымских татар в нескольких селах Борщевского района на Тернопольщине были убиты все мужчины. И женщины, оплакивая свою горькую судьбу, поклялись семь поколений носить вышитые черными нитками рубашки; их надевали и на свадьбу и в праздники. И вот седьмое поколение отжило свое в 20-х годах прошлого века. Затем, как ни странно, так женщины уже не вышивали. Вместо черной шерсти, начали использовать цветные яркие нити.

Такую легенду услышала от старожилов известна коллекционер борщевских рубашек Вера Матковская . В своей частной сборнике она более полутора тысяч вышитых женских и мужских рубашек, запасок, юбок, полушубков, безрукавок не с каждого села Борщевщины. Небольшую часть своей коллекции 23 сентября искусствовед представила в Музее Ивана Гончара на обряды "Свадьба Свечи". В эти полторы сотни раритетных элементов женских и мужских костюмов коллекционер впитала участников праздника.

"Я привезла и черные и цветные вышивки, а дети захотели только цветные надевать" - жалуется коллекционер. А не потому, что где-то на подсознательном уровне девочки чувствовали отголоски той легенды?

Древнейшие памятники в сборнике датированы концом XIX века. Это образцы свадебных и праздничных женских рубашек. Уникальность вышиванок Борщевщины заключается в нитях и техниках, которыми они украшены. Только на Приднестровье, в частности, в селах Борщевского края, издавна вышивали черными и красными шерстяными нитками кудрявыми швом. Шили рубашки со старательно отбеленного конопляного полотна.

Вера Матковская, коллекционер:
«Я когда в Борщев жила, то на рынке бабки вместе с яйцами продавали и рубашки. Они были грязные, Очень не стирались долгие годы, считайте им больше ста лет, а еще они лежали в сундуках, когда одевались. Это красители натуральные, его пред, и оно все течет. А когда появился Vanish (моющее средство - ред.) Для цветной одежды, то я тогда наловчилась в стиральную машинку его добавлять и при температуре 30 градусов все прекрасно стирается.

Сейчас такого никто не вышивает, за какие деньги это можно вышить. Девушка, которая такое вышивала, хотела прийти в церковь, чтобы там быть красивой. Ранее не давали отшивать рубашку, потому что как ты придешь в такой же? Должна сама себе создать и что-то придумать, это творчество. А теперь у нас на Тернопольщине берут 5 копеек за крестик ».

А теперь у нас на Тернопольщине берут 5 копеек за крестик »

Вера Матковская, коллекционер


Вера Матковская, коллекционер

Выставка в Музее Ивана Гончара (сентябрь, 2011)


Выставка в Музее Ивана Гончара (сентябрь, 2011)

Раритетные образцы рубашек Борщевского района Тернопольщины


Раритетные образцы рубашек Борщевского района Тернопольщины

В кольористици орнаментов борщевской рубашки преобладали темные цвета


В кольористици орнаментов борщевской рубашки преобладали темные цвета

Свадебный наряд невесты также было вышито черными нитками


Свадебный наряд невесты также было вышито черными нитками

Девушки в коллекционных рубашках

Несмотря на немалую цену за работу коллекционер работает над восстановлением вышивального промысла на Борщевщины - привлекает к труду женщин с Надднестрянский сел, давая им заказ отшивать древние узоры на современных мужских рубашках и женских блузках, которые потом раздаривает своим друзьям и знакомым. Ратитени рубашки из коллекции Вера Матковская также дает в свободное пользование. Их безвозмездно использовали в концертах артисты Тернопольской филармонии, студенты и самодеятельные коллективы - участники народных вертепов Тернополя и Борщева. По образцам вышивки обращались исследователи украинского традиционного искусства, художники, мастера народной вышивки, музейные работники. Собственно в этом преимущество частной коллекции, таким образом она может служить людям.

Вера Матковская, коллекционер:
«Сначала Юлия Тимошенко прорекламировала эти рубашки, потом Анна Герман, и теперь, когда я покупала рубашки, то менее чем за три тысячи бабка не хочет рубашку отдавать. Я покупаю и уже уничтожены рубашки, мне главное, чтобы было именно вышивки. Бывает, что в одной рубашке до пяти техник вышивки - и низинка, и вязание, и крестик, и колодка, и бисера вкрапления.

Все деньги, которые есть в семье, идут на сбор. Я ни разу не была на курорте, у меня нет Брилиантов - все шло на костюмы. Меня поддерживает муж и дети выросли с тем ».

Вера Матковская является основательницей фестиваля борщевской рубашки, который в этом году в городе Борщев Тернопольской состоялся уже в пятый раз. "Все деревни приезжают в таких костюмах, которые еще сохранились и которые может дальше и не увидите, - предостерегает Вера Матковская, - потому что бабки завещают похоронить себя только в таких костюмах. А какая умнее, то для внуков или дочери оставляет ".

Всю более чем тысячную коллекцию одежды Вера Матковская вытянула из сундуков и показала в прошлом году на Борщевском фестивале. По ее словам, экспонаты заняли половину спортивного зала.

Выставка в городе Борщев (сентябрь, 2010)

о коллекционер

Коллекционировать наряды Вера Матковская начала еще в институте. «Как-то мы поехали в Карпаты и на студенческие деньги я купила себе гуцульскую плахту, с тех пор собираю». А данные на персональном сайте коллекционерки повествуют далее: «После окончания института Вера с мужем Анатолием получили направление в Тернопольскую область. По приезде молодожены попали на местный художественный фестиваль "Золотая осень" в Борщове и, по словам Веры, "ахнули": такого чуда им еще не приходилось видеть. Самодеятельные художественные коллективы красовались в традиционных костюмах: что ни деревня - свои рубашки, будто одинаковые, но такие разные! Вера сама вышивала, потому что еще мама приучила ее с сестрой к этому, но Тернопольщины очаровало ее. "Вот тогда все и началось", - говорит она, когда ее спрашивают, как стала коллекционером ».

Вера Матковская, коллекционер:
«Мы с мужем уже пять лет в Тернополе живем и просим власть, дайте нам 5 метров земли, дайте нам пять сотых, мы найдем таких инвесторов, которые построят дом, у нас там будет один этаж, а у инвестора все остальные под гостиницей или рестораном. Мы же сможем делать какие-то меры и люди придут учиться, то увидеть. Это была бы визитная карточка Тернополя, потому что это же их традиционное с давних времен. Они продают землю под бары, в рестораны ... И уже так пять лет. Приходят на выставки главы администраций и каждый обещает, а через полгода его уже пересняли ».

Екатерина Качур, «Рукотворы»
Дополнительные информация и фотографии: www.matkovska.com

А не потому, что где-то на подсознательном уровне девочки чувствовали отголоски той легенды?
Ранее не давали отшивать рубашку, потому что как ты придешь в такой же?